Получение паспорта или свидетельства о рождении в Кыргызстане — настоящий квест. От одной только мысли об этом портится настроение. В интервью 24.kg глава госпредприятия «Инфоком» Асель Кененбаева рассказала, когда в центрах обслуживания населения не будет очередей и как будет работать «Мекен-карт».
— Очереди в ЦОНах стали уже привычными. Они когда-нибудь исчезнут?
— Многие граждане до сих пор доверяют непосредственному посещению государственных органов. Хотя можно получить услугу онлайн. Кроме того, многие документы, необходимые для получения услуг, до сих пор не оцифрованы. Поэтому и приходится ходить.
Для решения проблемы открывают новые ЦОНы, внедряют онлайн-бронирование очереди. Многие справки можно получить онлайн через систему «Тундук».
Прежде, чем идти в ЦОН, можно получить консультацию в кол-центре «119» — звонок бесплатный. Это сэкономит вам время.
На сайте Министерства цифрового развития и ГП «Инфоком» есть чат, где операторы отвечают онлайн. Это очень удобно.
Среди одной из мер сокращения очередей могу назвать увеличение срока действия паспорта для несовершеннолетних с 3 до 5 лет. Родителям придется ходить в ЦОН гораздо реже.
— Вы говорили про онлайн-запись в ЦОН? Чем она помогает?
— Эта система пока работает только в Бишкеке, но планируем запустить по всей стране. Система онлайн-бронирования очереди работает через мобильное приложение Earlyone. Это просто, удобно и экономит время граждан.
Можно заранее зарезервировать место в очереди при помощи Earlyone. Приложение позволяет рассчитать оптимальное время для получения услуги без ожидания.
Придя в ЦОН, нужно подойти к терминалу электронной очереди и ввести код, выданный ранее в приложении. Выдается талон. Номер талона будет выведен на монитор электронной очереди в зале ожидания для получения услуги.
— Что еще делается, чтобы сократить время посещения ЦОНов?
— Мы активно внедряем систему безналичных платежей. С марта 2022 года запущен сервис по приему оплаты за услуги через мобильные кошельки и интернет-банкинг. Теперь в ЦОНах можно оплатить безналичным путем через приложения «Элкарт Мобайл», «РСК 24», «О!Деньги», MegaPay И «Элсом» за получение паспорта, регистрацию ЗАГС и транспорта, получение водительского удостоверения.
За последние полгода сумма принятых безналичных платежей составила более 1,2 миллиона сомов.
Внедряется система платежей с использованием QR-кода. В ближайшее время планируем установить PoS-терминалы по приему платежей за паспорт и услуги ЗАГС.
— А какие услуги можно получить в онлайн-режиме?
— Пока мы только на этапе запуска такой возможности. Сейчас тестируем возможность предоставления электронной услуги регистрации акта о рождении. В процессе подача заявления на получение пособия «Балага суйунчу». На втором этапе планируем разместить на портале госуслуг регистрацию записи акта о смерти. Постепенно перечень услуг будем увеличивать.
— Раньше можно было заказать выезд мобильной бригады ЦОНа на дом. Есть ли сейчас такая услуга?
— Есть. У нас 16 мобильных центров обслуживания населения, которые оказывают услуги по выездному оформлению паспорта и ЗАГС по всему Кыргызстану. Они оснащены необходимым оборудованием. Ветеранам ВОВ, инвалидам первой группы, лицам, проживающим в домах престарелых, сиротам и воспитанникам детских домов услуги предоставляют бесплатно.
В 2022 году было 305 выездов, в том числе 260 на бесплатной основе. В 2021-м — всего было 629 выездов и 581 на бесплатной основе.
— Одним из самых популярных в стране является сервис Carcheck. Какие функции вы планируете добавить?
— Сейчас Carcheck позволяет получить информацию о статусе авто. При проверке предоставляется госномер транспортного средства, модель, цвет, год выпуска, объем, расположение руля авто, сведения о его нахождении в аресте/залоге, о наличии и количестве штрафов за нарушение ПДД и история о владельце/ах.
Планируем добавить отображение статуса оплаты налога на транспортное средство.
— Какие еще новшества ждут кыргызстанцев в ближайшее время?
— Сейчас мы тестируем систему «Мекен-карт». Проект позволяет бывшим гражданам КР получить статус соотечественника и пользоваться всеми привилегиями для пребывания на территории страны наравне с гражданами республики. Но ему нельзя будет голосовать на выборах.
Сейчас утверждается дизайн карты и решается вопрос ее стоимости. Планируется, что ее можно будет получить в центрах обслуживания населения, отделах паспортизации и дипломатических представительствах КР за рубежом.
«Мекен-карт» будет действительна при наличии действующего паспорта иностранного гражданина, срок действия составляет десять лет со дня выдачи.
Кроме того, мы расширяем применение биометрической идентификации.
«Инфоком» приступило к созданию платформы для качественной и достоверной удаленной идентификации граждан.
Предприятием подписан меморандум о сотрудничестве с российской компанией VisionLabs. Планируется применение специального программного обеспечения и биометрического терминала в процессе предоставления государственных и финансовых услуг. Это позволит моментально идентифицировать личность человека по геометрии лица, повысить информационную безопасность, максимально приблизить услуги населению, минимизируя риски подлога и мошенничества.
Применение технологии планируется при тестировании государственных служащих, получении водительских удостоверений, в выборных процессах, регистрации по месту жительства, получении паспортов, выдаче электронных подписей, банковских услугах, мобильных приложениях и другое.